воскресенье, 10 февраля 2013 г.

документация временной творческой (проблемной) группы

4 Mb. страница10/19Дата конвертации28.09.2011Размер4 Mb.Тип Смотрите также:             10           ^ Последействие нестандартной идеи Интенсивность мыслительной деятельности, связанной с разработкой новой идеи, уменьшается не столь стремительно, как она возрастает в мгновение озарения. Она сохраняется минуты и даже десятки минут. Учащийся, справившийся с трудной задачей, может на волне вдохновения легко решить несколько последующих задач. Исследователь после неожиданно пришедшей счастливой идеи долго сохраняет повышенную способность к продуктивному мышлению. Если идея оказалась правильной, то в ближайшие минуты после ее осознания он успевает проанализировать несколько возможных ее следствий. (Речь не идет здесь о дальнейшей логико-аналитической или вычислительной работе по реализации возможностей, заложенных в новой идее; эта работа может занимать многие дни, месяцы, годы). ^ А если первоначальная идея оказалась неточной, как это выяснилось вслед за ее осознанием? За ней могут последовать (и одна за другой быть отвергнутыми) несколько других. ^ Представляющих вариант первоначальной? Иногда да, иногда же принципиально отличных от нее. Этот цуг обрывается, как только появляется идея, которая представляется приемлемым решением проблемы. Возникают переживания «торжества победы». Но ведь нередко бывает так, что серия идей, последовавших за исходной, сверкнувшей было в сознании как неожиданная догадка, но оказавшаяся в процессе ее осознания и формулировки ошибочной или тривиальной, так и не приводит к удаче. В этом случае усилия, направленные на поиск идеи, решающей проблему, постепенно затухают, переходя в обычную (как по темпу, так и по характеру переживаний) репродуктивную мыслительную деятельность. Время от появления первой «затравочной» идеи до затухания составляет несколько минут. ^ Как я понимаю, приведенное описание субъективных переживаний, связанных с продуктивным решением, несколько упрощено? Не несколько, а существенно. В действительности, в зависимости от характера задачи, конкретных обстоятельств, при которых она решается, и предшествующего опыта человека чередование фаз продуктивного мышления может значительно меняться. Например, осознание проблемной ситуации может происходить в несколько этапов. При этом уяснение каких-то обстоятельств может быть внезапным, иметь характер озарения. Заметим, что «озарение», связанное с шагом в осознании проблемной ситуации, может иметь как эмоционально отрицательную, так и эмоционально положительную окраску. Первое имеет место в случае осознания какого-то момента, из которого следует, что ситуация сложнее и серьезнее, чем казалось на первый взгляд, второе в случае, если оказалось, что проблемная ситуация более знакома или менее значима, чем представлялось вначале. В отличие от классического положительно эмоционального «Ага-переживания», для эмоционально отрицательного «озарения» более характерно междометие «Ой!» (обычно сопровождающее обнаружение легко исправимой ошибки в предшествующих рассуждениях) или восклицание, напоминающее междометие «Ах!», однако произносимое на вдохе и потому почти беззвучное. Последнее сопровождает внезапное осознание серьезного, возможно неисправимого, упущения при высокой значимости проблемной ситуации. Три эти восклицания «Ага!», «Ой!» и «Ах!-на вдохе» соответствуют, по-видимому, различным степеням напряжения скелетной мускулатуры в процессе мыслительной деятельности. Для первого напряжения скелетной, в том числе дыхательной, мускулатуры наименьшее, поэтому возможен довольно глубокий выдох, связанный с его произнесением, второе произносится с гораздо меньшим выдохом, третье есть результат быстрого вдоха, который свидетельствует о внезапном нарастании напряжения межреберных мышц. ^ Это что, так важно? Важен здесь сам факт участия скелетной мускулатуры в критические моменты мыслительной деятельности. Он свидетельствует об участии в продуктивном мышлении симпатической вегетативной нервной системы [31, 59, 60-62]. Далее. На начальном этапе продуктивного мышления возможно взаимное проникновение и чередование фрагментов его стадий: осознание проблемной ситуации и ее преодоления. Удачная

С. Н. Постников М. И. Слободской

Последействие нестандартной идеи - С. Н. Постников М. И. Слободской

Комментариев нет:

Отправить комментарий