суббота, 9 февраля 2013 г.

деловой журнал - это

Крупный издательский холдинг Pleiades Publishing, несколько телеканалов, доля в рекламном агентстве «Олимп», энергетический бизнес за рубежом, о котором мало что известно, – это еще далеко не всеактивы Александра Шусторовича. Его чутью можно позавидовать: к примеру, в далеком 1989-м он сумел разглядеть золотую жилу даже в таком, казалось бы, малоперспективном деле, как издание научной литературы. Сегодня его интересы связаны с образованием: предприниматель предлагает «упаковать» всю школьную программу в электронное устройство, на разработку которого он уже потратил около 100 млн долларов. Г-н Шусторович, понятно, рассчитывает на продвинутых школьников. Однако на этом рынке не все зависит от желаний учеников, да и сам бизнесмен отнюдь не единственный, кто мечтает заработать на учебниках.В ПЕЧАТЬКогда в 1989 году выпускник Гарварда Александр Шусторович приехал в Россию и решил переводить отечественные научные журналы для западного мира, никто из его друзей и знакомых не верил в перспективы затеи. В самом деле, много ли переведенных публикаций можно продать зарубежным профессорам и научным сотрудникам? Хотя рынок, пусть и не слишком конкурентный, существовал: на нем работали несколько иностранных издательств, включая небезызвестное немецкое Springer. «По поводу качества они не особо беспокоились, на большинство журналов невозможно было смотреть без содрогания, – вспоминает г-н Шусторович. – Кроме того, скорость перевода была настолько низкой, что к моменту выхода номера за границей опубликованные в оригинале научные открытия превращались в исторические документы».Сам бизнесмен имел четкое представление о том, какой должна быть научная литература «на уровне»: роскошно иллюстрированные журналы на хорошей бумаге в Америке обязательно присутствовали в каждой библиотеке. Замахнувшись сразу на аналогичные стандарты, недавний студент позаимствовал «из тумбочки» 2 млн долларов: деньги требовались на закупку печатных машин, компьютеров, программного обеспечения и аренду помещения. О происхождении средств, как и о многих других фактах из своей жизни, Александр Шусторович предпочитает не распространяться. Поясняет лишь, что к тому моменту у него уже был «другой бизнес в Америке» да и процесс инвестирования проходил поэтапно.Дебютным проектом нового издательства стал перевод экономического журнала «Проблемы прогнозирования», вскоре к нему добавились еще три издания – по химии, физике и медицине. «Поначалу мы были в глубоком минусе: должное качество печати и скорость перевода создавали высокую себестоимость, а покупателей года два не было. Фактически мы просто дарили наши журналы американским и европейским библиотекам, что называется, для коллекции», – признается бизнесмен. Поставить дело на поток помог случай: в англоязычной версии «Проблем прогнозирования» впервые была опубликована знаменитая программа «500 дней» Шаталина – Явлинского о мерах по переходу Советского Союза на рыночную экономику. Это привлекло внимание западных специалистов к журналу и сделало неплохую рекламу издательству.С одной стороны, количество заказчиков у г-на Шусторовича значительно возросло. С другой – многих прельщали довольно высокие по меркам того времени гонорары. Кто-то из приятелей Александра даже подшучивал: мол, корень глагола «переманивать» в его случае происходит от английского money, «деньги». Как бы то ни было, спустя всего пять лет с момента основания в портфеле Pleiades Publishing насчитывалось около 200 журналов. Проблемы со сбытом со временем ушли в прошлое. «Мы стали быстро заключать контракты с иностранными библиотеками и университетами, которые уже успели присмотреться к нашим продуктам», – говорит бизнесмен.ДОСТУПНО НЕ ЗНАЧИТ БЕСПЛАТНОСтартовавший с традиционного журнала издательский бизнес г-на Шусторовича сегодня сильно изменился. Повсеместное распространение Интернета и цифровой информации привело к тому, что бумажные издания перешли в разряд сувенирной продукции. Все публикации теперь хранятся в электронном виде, а собственник авторских прав, то есть издательство, продает к ним доступ. Подписчики, которыми являются иностранные университеты, научные сообщества и библиотеки, разумеется, выдвигают свои требования к качеству научных изданий, которые они покупают. «Я должен не просто обещать, а гарантировать определенный уровень цитируемости и востребованности той информации, к которой продаю доступ, – поясняет владелец Pleiades Publishing. – И чем лучше эти показатели, тем выше цена контракта».Его холдинг ежегодно продает за рубеж до 13 млн переведенных научных публикаций. В этом бизнесе крупным считается контракт на сумму около 10 млн долларов, такие

Предприниматель Александр Шусторович никогда не боялся инвестировать в заведомо рисковые проекты. Теперь он загорелся идеей электронного школьного образования. Но тут одними вложениями не обойтись.

Алина Уколова, 12/2012

Бизнес по науке - Деловой журнал РБК

Комментариев нет:

Отправить комментарий